Томский политех запустил мультитрековую магистратуру по химической инженерии
При этом программа построена таким образом, что исключает дублирование дисциплин из бакалавриата.
Программа открыта в рамках большого направления «Химическая технология». По тематикам в нее вошли пять ранее существовавших программ: «Химическая технология топлива и газа», «Цифровые технологии в проектировании нефтегазохимических производств», «Химическая технология высокомолекулярных соединений», «Анализ и контроль в химических и фармацевтических производствах», «Перспективные химические и биомедицинские технологии». Новая программа — результат сотрудничества Инженерной школы природных ресурсов и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий.
Выпускники программы смогут быть инженерами-исследователями, инженерами цифрового проектирования, технологами, аналитиками, системными инженерами в какой-то из пяти тематических областей — от переработки нефти и газа до химии полимеров и фармацевтических производств.
«Максимальная гибкость, выборность, модульность — программа строится на этих принципах. Они доказали свою эффективность в системе высшего образования за рубежом и в России, так как отвечают потребностям студентов и запросам работодателей. Потому что эта индивидуализация развивает у студентов важнейшее качество личности — резилентность. Упрощенно — это устойчивость через гибкость. Это то, что делает нас устойчивыми во все времена и в любой профессии,
— говорит руководитель программы, профессор отделения химической инженерии ТПУ Елена Ивашкина. — На нашей программе у студента будет на выбор пять тематических областей, то есть что он хочет изучать, и пять ролей для этих областей. Так мы получаем 25 образовательных треков внутри программы. Также в учебном плане заложены микромодули, которые еще увеличивают число вариантов. Да, у программы сложный дизайн, но гибкость и индивидуальность не может быть простой. Поэтому на каждом этапе студентов будут направлять и помогать им в выборе треков и дисциплин».
В первые три недели учебы студенты пройдут курс «Введение в образовательную программу», где познакомятся со всеми ее особенностями и научными коллективами отделения химической инженерии ТПУ и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ. После им предстоит написать эссе, мотивировав свой выбор профиля. То есть в этот момент можно глобально изменить профиль подготовки — например, с химии полимеров на переработку нефти.
На каждом курсе будут общенаучные и общепрофессиональные дисциплины для всех. Это, например, на первом курсе — философские и методологические аспекты науки и техники, профессиональная подготовка на английском языке, физико-химические методы анализа, современные химические технологии. Эти знания необходимы всем химикам. Но и здесь дисциплины общие только на первый взгляд. Даже в общем курсе по физико-химическим методам анализа студенты смогут выбрать индивидуальные модули. Кому-то важно изучить инфракрасную спектрометрию, а кому-то газовую хроматографию. Профессиональный английский также сразу будет делиться, исходя из выбранных ролей. Потому что инженеру-исследователю и инженеру-технологу английский нужен для разных коммуникативных ситуаций.
«Именно эта выборность и позволяет избежать дублирования с дисциплинами бакалавриата. Обычно оно происходит из-за того, что нужно выровнять базовые знания у всего курса, так как в магистратуру люди могут приходить из других направлений. Мы же все выравнивающие дисциплины оставляем на выбор. Студент сам или после консультаций может определить, каких знаний ему нужно добрать», — поясняет профессор.
Научно-исследовательскую работу студенты могут выполнять также по двум сценариям. Первый — классическое исследование в рамках дисциплины «НИР в семестре». Второй — работа над реальными кейсами от предприятий в междисциплинарной команде.
«В учебный план включены дисциплины-микромодули продолжительностью от одной до трех недель. Это позволит нам приглашать для работы со студентами ученых из РАН, Сибирского государственного медицинского университета, Томского госуниверситета и предприятий — «СИБУРа», «Роснефти», «Газпрома», «Газпром нефти» и других. Потому что очень сложно «вырвать» специалиста с основного места работы на семестр, а вот на модуль — можно. Зато это в разы повышает насыщенность программы», — добавляет Елена Ивашкина.