Госкомпании и МСП: партнерство во имя роста
28 сентября 2015 года Фонд национальной энергетической безопасности и Министерство экономического развития Российской Федерации провели круглый стол «Расширение участия субъектов малого и среднего бизнеса в производстве инновационных и импортозамещающих товаров и услуг для компаний ТЭК: как не превратить благую идею в профанацию».
В дискуссии приняли участие представители профильных министерств, Совета Федерации, государственных корпораций, Общероссийского народного фронта, Агентства стратегических инициатив, объединения предпринимателей «ОПОРА России», Ассоциации производителей оборудования «Новые технологии газовой отрасли», Торгово-промышленной палаты, субъекты малого и среднего бизнеса, отраслевые эксперты.
Участники обсуждения отметили актуальность темы взаимодействия малого и среднего предпринимательства (МСП) с госкомпаниями, которым в соответствии с нововведениями в российском законодательстве вменяется участие в развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Возможным инструментом развития МСП является взаимодействие с крупными госкомпаниями за счет формирования вокруг них целых кластеров производителей товаров и услуг.
Директор департамента Министерства экономического развития Наталья Ларионова отметила, что перед правительством России стоит уникальная задача – поиск нового двигателя в условиях затухающего экономического роста. Во всем мире основой экономики являются предприятия малого и среднего предпринимательства. К тому же, очевидна тенденция отказа от формирования крупных заводов и корпораций. Этот мировой тренд связан с оптимизацией производства и с сокращением издержек.
Что касается государственных компаний, подчеркнула г-жа Ларионова, то правительство как мажоритарный их собственник вправе ставить перед ними задачи достижения не только и не столько экономической выгоды, но, в частности, создания кластеров поставщиков из числа малых и средних компаний, чтобы существенно повысить долю МСП в структуре ВВП страны.
По словам директор департамента Минэкономразвития, параллельно с директивной работой, которая обязывает госкомпании проводить закупки в соответствии с установленной квотой для субъектов МСП (10% напрямую плюс 8% через субподряды), министерство видит свою роль в выстраивании «инфраструктуры партнерства» для кооперации крупных государственных компаний с малыми и средними предприятиями.
Заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Алексей Даутов отметил, что 90% средств, которые крупные компании выделяют по госзаказу, снова уходят компаниям федерального уровня, не оставляя ничего регионам. Нужна системная работа по созданию благоприятных условий для развития МСП в целом. И положительным фактом является ближайшая перспектива создания реестра МСП. Это поможет и госкомпаниям планировать свою деятельность, исходя из реальных возможностей малых и средних предприятий. В частности, как было заявлено в ходе круглого стола, "Газпром" уже сформировал обширную номенклатуру товаров и услуг для развития закупок у субъектов МСП.
По мнению г-на Даутова, малому и среднему бизнесу более уверенно участвовать в госзаказе поможет, в первую очередь, уверенность в финансовой части взаимоотношений и установление нормированных сроков исполнения контрактов.
Участники круглого стола поддержали его в этом тезисе. Стабильные и понятные «правила игры» – вот что больше всего заботит представителей бизнеса - как крупного, так и представителей МСП. Искусственные, оторванные от реалий квоты в закупках сулят снижением экономической эффективности государственных компаний и не принесут желаемых результатов в сфере развития производственного и инновационного потенциала малых и средних предприятий.
Создание механизмов доступного кредитования и снижение административных барьеров - по-прежнему наиболее актуальные проблемы для субъектов МСП, на решении которых, по мнению экспертов, могла бы ориентироваться созданная в соответствии с указом Президента РФ Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства.
По итогам Круглого стола будут подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере взаимодействия госкомпаний с малым и средним бизнесом, повышения гибкости системы, оптимизации системы квотирования, создания адекватной системы учета, эволюционного развития субъектов МСП, способных поставлять качественную продукцию по конкурентоспособным ценам, что в комплексе позволит выполнить задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ.