Участник секции «Газоперекачивающие агрегаты», генеральный директор ООО «АвиагазЦентр» Д.А. Бернгардт

25 февраля 2016

В настоящий момент в ПАО «Газпром» эксплуатируется более 4530 газоперекачивающих агрегатов суммарной мощностью 52,32 млн.кВт. Учитывая тот факт, что наша газотранспортная система крупнейшая в мире и формируется на протяжении пятидесяти лет, парку ГПА характерно большое разнообразие оборудования по модификации, комплектации и возрасту. Время в данном случае играет против нас: количество эксплуатируемых агрегатов, ресурсные показатели которых близки к критическим, увеличивается в среднем на 2-3% в год. Если не предпринимать конкретных мер по поддержанию работоспособности газотранспортной системы, функциональность парка газотурбинных ГПА начнет меняться сразу по нескольким показателям. Прежде всего, снизится энергоэффективность транспорта газа за счёт уменьшения мощности ГТУ на 10-20% и КПД на 5-10%. При этом автоматически возрастет стоимость ремонтно-технического обслуживания.

В перспективе необходимо сочетать экстенсивный и интенсивный пути развития: одновременно с реализацией новых строительных планов и обеспечением потоков для «мегапроектов» проводить работу по реконструкции морально и технически устаревшего оборудования на существующих объектах. И начинать надо со своевременного реанимирования «сердца» ГПА и его самой уязвимой части – газотурбинного двигателя. 

Вопрос о формировании резервного парка двигателей для ГПА не теряет своей актуальности уже давно. Прежняя схема технического оснащения компрессорной станции пятью агрегатами, три из которых должны быть рабочими, один – проходить текущий ремонт, а один – находиться в резерве, фактически не применяется. В большинстве случаев сейчас функционируют только три агрегата и отсутствует резервный. Сбой в работе одного двигателя оборачивается простоем всего ГПА, что неизбежно приводит к снижению эффективности компрессорной станции. Когда не представляется возможным определить причину поломки на месте, демонтированный агрегат отправляется к изготовителю для последующей экспертизы. Вся процедура длится от шести месяцев до года.

Организация резервного парка двигателей для обеспечения бесперебойной работы газотранспортных предприятий позволит максимально сократить временные потери  и оптимизировать финансовые. В теории схема его функционирования проста: по факту поломки газотурбинный двигатель меняется на аналогичный из обменного фонда. После завершения всех ремонтных и испытательных работ, происходит обратная замена. Основные проблемы связаны именно с практической реализацией проекта и поиском ответов на конкретные вопросы: на чьей базе формировать резервный фонд, как компенсировать заводам-изготовителям аренду двигателей из парка и кто будет следить за их техническим состоянием. Оптимальная модель эксплуатации парка промышленных газотурбинных двигателей предполагает, что оборотный фонд должен формироваться на каждом отдельном предприятии-изготовителе за счет его средств и находится под его контролем. Получить определенную компенсацию можно будет в период эксплуатации. Например, ГТД будет сдаваться на условиях краткосрочно аренды с оплатой за машино-час. Создавать оборотный фонд по всей номенклатуре двигателей финансово нерентабельно. Поэтому на нынешнем этапе целесообразно определить приоритетный перечень ГТД. Отмечу, что сам парк может формироваться не из новых двигателей. Достаточно, чтобы каждый из них мог беспроблемно проработать около 8000  часов.

На ближайшем заседании экспертной секции «Газоперекачивающие агрегаты» Ассоциация планирует определить наиболее приемлемую схему организации резервного парка на основании существующих предложений.


Участник секции «Газоперекачивающие агрегаты»,
генеральный директор ООО «АвиагазЦентр»
Д.А. Бернгардт