Будьте всегда в курсе актуальных событий, подпишитесь на новости прямо сейчас

Вы всегда сможете отписаться от нашей новостной рассылки, нажав на специальную ссылку внизу письма.
2 июля 2019
Новости Ассоциации и отрасли

Латвия готовится к строительству собственного СПГ-терминала

Государственное бюро по надзору за окружающей средой Латвии объявило о проведении общественных слушаний по проекту Skulte LNG, что станет небольшим, но все-таки шагом к практической реализации проекта.

Проект предусматривают строительство в порту Скулте на побережье Рижского залива плавучей регазификационной установки.
Речь идет не о
 FSRU - судне-хранилище СПГ, оснащенном судовой регазификационной установкой, таком как FSRU Независимость в Литве или FSRU Маршал Василевский в Калининградской области.
Латвийский проект более скромный.
Планируется строительство сравнительно небольшой регазификационной установки мощностью до 3 млн т/год на плавучем основании.
Терминал сможет принимать танкеры-газовозы вместимостью от 40 тыс. до 174 тыс. м3.
 



Существенным плюсом является подключение к Инчукалнскому подземному хранилищу газа (
ПХГ) по газопроводу протяженностью 39,5 км, из которых 5,5 км составит подводная часть.
Пропускная способность газопровода составит 2,3 млрд м3/год.
Благодаря подключению к Инчукалнскому ПХГ проект получается очень дешевым, поскольку нет необходимости строить холодильные установки для хранения СПГ.
Именно на них приходится 70-80% от стоимости строительства импортного СПГ-терминала, а поскольку такие установки для
Skulte LNG не требуются, то общий объем инвестиций в проект будет в 3 раза ниже, чем в традиционный СПГ-терминал аналогичной мощности.
Также гораздо ниже будет стоимость регазификации - при загрузке в 1,5 млрд м3/год газа тариф может составить 10 евро/1000 м3.
Это, действительно, очень дешево, что дает проекту
Skulte LNG шанс в конкурентной борьбе.

Проект находится на начальном этапе реализации.
Сроки строительства пока окончательно не установлены, как не определен и объем инвестиций.
Согласно данным на сайте Еврокомиссии (ЕК), стоимость проекта оценивается в 150 млн долл. США при сроке окупаемости 11 лет.
Финансировать проект предполагалось за счет средств из европейского фонда по развитию инфраструктуры
The Connecting Europe Facility, за счет привлечения частного стратегического инвестора, банковских займов и других видов привлечения средств.
Однако ЕК не одобрила софинансирование ни одного из проектов стран Балтии в сфере СПГ.
Латвия также отказалось финансировать строительство СПГ-терминала.

Тем не менее, проект приближается к практической реализации.
Об этом свидетельствует проведение общественных слушаний, назначенных на 29 июня и 6 июля.
О точных сроках начала строительства пока говорить рано.
Само строительство СПГ-терминала, по данным ЕК, займет 2 года.

Как к этому времени изменится карта газового рынка стран, имеющих выход к Балтийскому морю, сказать сложно.
Количество приемных СПГ-терминалов на берегах Балтики начинает увеличиваться, а наличие собственного терминала становится хорошим тоном для прибалтийских стран, причем политики здесь больше чем экономики.
Польша, заняв активную антироссийскую позицию и намереваясь отказаться от российского газа, построила
 СПГ-терминал в порту Свиноуйсьце.
Сейчас этот терминал расширяется, что позволит увеличить его мощность с 5 до
 7,5 млрд м3/год газа.
Более того, став воротами для американского СПГ на его пути на европейский рынок,
 Польша решила к 2022 г. построить еще и плавучий регазификационный терминал в г. Гданьск мощностью 3,5-4 млрд м3/год газа.

Затем, решив избавиться от зависимости от российского газа, собственным
FSRU с гордым именем Независимость обзавелась Литва, арендовав судно у норвежской Hoegh LNG.
Мощность
FSRU составляет 4 млрд м3/год газа, но загружен он едва ли наполовину.
Это
 обернулось тяжелым грузом для экономики страны, поскольку СПГ по цене проигрывает трубопроводному газу, а затраты на эксплуатацию FSRU оказались очень высокими.
Ситуация может измениться после 2024 г., когда у Литвы появится право выкупа судна.Тогда Литва
 сможет распорядиться судном по своему усмотрению, продолжив использовать его как FSRU, переквалифицировав в танкер-газовоз или продав.

В январе 2019 г. на Балтике
 появился еще 1 FSRU - российский Маршал Василевский мощностью 2,7 млрд м3/год.
Проект также больше политический, чем экономический, поскольку коммерческая составляющая
 отходит на второй план на фоне необходимости обеспечить энергетическую безопасность Калининградской области.
Но этот проект в сложных прибалтийских хитросплетениях можно не учитывать.
Зато стоит учитывать амбиции Эстонии, которая тоже вознамерилась построить приемный СПГ-терминал.

Эстония после строительства СПГ-терминала в Палдиски и запуска газопровода
Balticconnector рассчитывает продавать газ после регазификации Латвии и Финляндии
Терминал планируется построить в порту Палдиски на Финском заливе, что Эстония посчитала весомым козырем, основываясь на результатах исследования, проведенного по заказу ЕК.
Полученные в ходе этого исследования данные показали, что лучшим местом расположения
 регионального СПГ-терминала является побережье Финского залива.
Финляндия поначалу отказалась от строительства СПГ-терминала, поэтому альтернативой стали эстонский проект.
Но
 в июне 2017 г эстонская Alexela Varahalduse и финская Haminan Energy заявили о начале строительства СПГ-терминала в порту Хамина-Котка в Финляндии, что поставило проект в Палдиски под вопрос.
Усугубляет прибалтийские противоречия еще и вопросы
 формирования единого газового рынка Прибалтики с учетом запуска в 2020 г. магистрального газопровода (МГП) Balticconnector.
В октябре 2018 г. Эстония, Латвия и Финляндия
 подписали протокол о намерениях по созданию функционирующего по единым правилам газовый рынок с 2020 г.
Литва в этот балтийский союз
 не вошла, поскольку ее не устроили экономические вопросы, связанные 
с использованием существующей инфраструктуры.
Официально повод для недовольства не озвучивался, но скорее всего речь шла о тарифах Инчукалнского ПХГ, финансовое
 положение которого оставляет желать лучшего.
Также Литве было очень неприятно уступать позицию прибалтийского флагмана, но Латвии и Эстонии такое давление не понравилось.
В конце концов пути и этих двух стран
 разошлись.



— Разработка сайта
На нашем сайте используются файлы cookies, которые делают его более удобным для каждого пользователя. Посещая страницы сайта, вы соглашаетесь c нашей Политикой конфиденциальности. ОК